Вписаться в поворот
С кредитом у корыта
На рынке пассажирских перевозок в Смоленске произошли существенные перемены, связанные с результатами открытого аукциона на право обслуживания муниципальных маршрутов.
Он проводился мэрией в связи с вступлением в действие с 1 июля новой схемы этой сети. Всего на аукцион было выставлено 12 лотов по три маршрута в каждом. В шести участие принял всего один претендент (другие заявки, как решила комиссия, не соответствовали требованиям конкурсной документации), в оставшихся за победу соревновались две организации. В список победителей вошли три индивидуальных предпринимателя, одно малое предприятие, а также муниципальное трамвайно-троллейбусное управление, которому досталось сразу четыре лота.
Итоги были оглашены 10 июня, и с тех пор сферу пассажирских перевозок в Смоленске лихорадит. С 1 июля, когда новые правила вступили в действие, проблемы возникли и у пассажиров. Маршруты изменились, разделились на регулируемые и нерегулируемые, а информации о нововведениях оказалось недостаточно. В первую неделю июля на "горячую линию" поступило более тысячи звонков от горожан, не понимающих, на чем им теперь ездить и что означает буква "н" рядом с номером автобуса.
По результатам аукциона работу потеряли около 200 водителей, причем для многих это еще полбеды. К аукциону перевозчикам пришлось серьезно готовиться: участвовать в нем, в частности, могли только организации, обладающие транспортными средствами не старше трех лет. Люди приобрели новые автобусы, влезли в кредиты - и в результате оказались у разбитого корыта.
- Машина стоит около двух миллионов рублей, по кредиту водителям приходится платить более 30 тысяч рублей в месяц, - рассказала экономист одного из проигравших предприятий Ольга Самсонова. - Многие сомневались, брать ли кредиты, не окажемся ли без работы, но мы на рынке с 1999 года и надеялись, что хоть что-то нам достанется. А теперь водителям просто некуда деваться, но до их проблем никому в администрации Смоленска нет дела.
К слову, главный победитель аукциона - трамвайно-троллейбусное управление - на рынке автобусных перевозок, мягко говоря, недавно. Прежде частные маршрутки конкурировали с муниципальной автоколонной, но за последние несколько лет та полностью сдала позиции и на конкурс даже не вышла. Новичок же, которому достались сразу 12 маршрутов, по утверждению проигравших участников, нужным для их обслуживания количеством транспорта не обладает и просто не мог победить в аукционе. Для исполнения взятых на себя обязательств предприятие приглашает водителей, оставшихся без работы, но выдвигает непосильные финансовые требования. В неофициальных разговорах маршрутчики говорят о серьезных суммах, которые нужно заплатить за право год работать на линии, а также о ежедневном платеже за путевку и медосмотр водителя.
Справедливости ради стоит отметить, что ничего нового в этой схеме нет: ровно так же в последние годы работала и муниципальная автоколонна, которая тоже не могла обслуживать маршруты своими силами и нанимала водителей со стороны. Только платить, говорят, раньше приходилось меньше.
В мэрии Смоленска согласны с нареканиями и стараются реагировать на жалобы горожан, но никаких проблем, связанных с перераспределением маршрутов между участниками рынка, не видят.
Во-первых, лишившихся работы водителей, по официальным данным, куда меньше - всего 37. Во-вторых, уже 12 июля председатель комитета по транспорту и связи Матвей Демченков на оперативном совещании в мэрии сообщил, что все они трудоустроены. Губернатор Алексей Островский, в свою очередь, констатировал, что ни у правоохранительных органов, ни у администрации региона нет вопросов к новой конструкции работы автоперевозчиков на территории областного центра "с точки зрения юридической прозрачности и наличия коррупционных составляющих".
Правда, водители маршруток, пострадавшие в результате появления этой самой "конструкции", вышли на митинг и потребовали не только пересмотра результатов аукциона на право обслуживания муниципальных маршрутов, но заодно и отставки главы Смоленска Николая Алашеева.
Взять и перекроить
В Брянске реформа пассажирских перевозок коснулась как муниципального, так и коммерческого транспорта. В прошлом году экономисты оценили общий объем перевозок в 0,6 миллиарда пассажиро-километров. Оказалось, что по сравнению с 2014-м цифра снизилась на 13 процентов. Это ударило прежде всего по муниципальному транспорту, и власти заговорили о его непозволительной убыточности. Под шумок владельцы маршруток повысили тарифы. А власти на раздражение граждан отреагировали своеобразно. Пообещали, в частности, что водители будут ездить по расписанию и соблюдать скорость движения, так как им в этом поможет система ГЛОНАСС.
Действительно, такие перемены сулила концепция развития общественного транспорта. Но некоторые ее положения страшно далеки от реальности. Что говорить, если власти не смогли одолеть даже более простые задачи, например приучить шоферов к тому, чтобы они высаживали пассажиров на остановке, а не перед ней. За годы диких перевозок таких дурных обычаев появилось немало, и они до сих пор не изжиты.
Общественный городской совет предлагал уравнять в правах частных и муниципальных перевозчиков. Для водителей маршрутных такси требовали полный социальный пакет. Кто-то его получил, но многие до сих пор ездят полулегально. Общее число микроавтобусов остается загадкой. Каждый раз власти приводят новые цифры, но даже они не отрицают, что по городу курсируют тысячи "газелей", "пежо" и "фиатов". Их так много, что добрая четверть аварий уже не обходится без маршруток.
В горсовете решили замещать частных перевозчиков на дублирующихся маршрутах муниципальным транспортом. Концепция, сообщил глава города Александр Хлиманков, предполагает обновление автопарка муниципальных предприятий за десять лет. Пока на дороги выходит около 230 автобусов и троллейбусов, но этого мало. Чиновник заявил, что нужно использовать любую возможность, чтобы закупать новые машины.
Кроме того, власти объявили об изменении ряда маршрутов. Перекройка затронула как троллейбусы, так и коммерческий транспорт. Одни направления удлинили, другие вовсе отменили. В администрации заверили, что в основу решений положили изучение пассажиропотоков и пожелания горожан. Поскольку на улицах тесно, решили для начала устранить дублирование. Учли просьбы проложить маршруты так, чтобы было удобнее добираться до поликлиник. Отмену одного из коммерческих маршрутов чиновники объяснили тем, что перевозчики не выполняют условий: заявили 40 микроавтобусов, а в рейсы выходило всего десять, из-за чего пассажирам приходилось подолгу ждать. Теперь этот маршрут будет заменен другим.
Однако в такой перекройке усмотрели несправедливость крупные коммерческие перевозчики, среди которых более всего заметны супруги Ольга и Дмитрий Махотины. По мнению Ольги, под предлогом реформ начался примитивный передел рынка. Потому, дескать, у них и отбирают некоторые маршруты. Сейчас у бизнесмена 37 микроавтобусов, которые обслуживают более сотни человек. По ее словам, эти люди вполне могут лишиться источника дохода.
Похожая ситуация и в поселке Белая Березка. Местный депутат Лидия Наумова рассказала, что здесь маршрут семь лет назад открыл предприниматель Алексей Лимонов, но теперь его грубо вытесняют:
- На наших ребят пытаются даже воздействовать физически, одного уже избили.
Не удивительно, что некоторые перевозчики обратились к руководству области с просьбой во всем разобраться. Впрочем, и власти, и многие горожане высказываются за то, чтобы реформы продолжались. Чиновникам нужен порядок на дорогах, а также налоги, которые предприниматели платят скудно. Простые горожане, в свою очередь, требуют прежде всего остановить рост стоимости проезда и уберечь их от лихачей.
Как на экскурсии
Тем временем в Твери проходят масштабные проверки организаций-перевозчиков. Как пояснили в администрации города, контрольные мероприятия начались сразу после вступления в силу 17 июля поправок в федеральное законодательство, которое требует наличия у транспортников специального документа - карты маршрута. В ней указан регистрационный и порядковый номер этого самого маршрута, его наименование, данные перевозчика, вид и класс, а также экологические характеристики транспортного средства.
В рейды вышли представители регионального управления Государственного автодорожного надзора (УГАДН), Тверского управления ГИБДД и администрации Твери. Сообщается, что проверяют пока лишь те маршруты, на которых по итогам конкурсов определен легальный перевозчик и где выданы все необходимые документы. Но таковых уже большинство.
Интересно, что основными критериями при отборе были опыт работы, "незапятнанность" дорожно-транспортными происшествиями с причинением вреда здоровью и имуществу граждан, а также отсутствие задолженностей по налогам и сборам. Кроме того, учитывался класс автобусов, их срок службы, наличие аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС, низкого пола и оборудования для перевозки маломобильных категорий населения, кондиционера, бесплатного доступа в Интернет, приборов видеофиксации, голосового информатора, внутреннего и наружного информационного табло.
После подведения итогов конкурса его победители в недельный срок обязаны обратиться в горадминистрацию и получить необходимые документы: свидетельства на осуществление регулярных перевозок и карты маршрута. А за два последующих месяца - привести автобусы в соответствие с заявленными характеристиками. Городские власти обещают, что их соблюдение, а также следование всем требованиям законодательства будет под регулярным контролем.
Об этом свидетельствуют начавшиеся рейды. Сообщается, что в первый же день их проведения комиссия выявила четырех водителей-нарушителей, которые были оштрафованы на пять тысяч рублей каждый. На их работодателей составлены протоколы - по Кодексу об административных правонарушениях за перевозки без карты маршрута им грозит штраф в 300 тысяч.
Нашлись и такие перевозчики, которые предпочли "замаскировать" автобусы под экскурсионные. По виду это обычная маршрутка, но к лобовому стеклу прикреплена соответствующая табличка. "Экскурсия" обходится пассажирам в ту же сумму, что и проезд по обычному городскому маршруту - 20 рублей - и теми же остановками ограничивается.
Пока на маршруте не завершена конкурсная процедура, гаишники штрафуют водителей с экскурсионными табличками за отсутствие тахографа и списка пассажиров - участников поездки. Если кто-то в действительности желает показывать тверитянам городские красоты, ему придется соответствовать этим требованиям. Но если с тахографом проблему решить легко, то со списком пассажиров - более чем проблематично: нетрудно представить реакцию "путешественников".
https://rg.ru/2016/08/02/reg-cfo/v-gorodah-cfo-nachalis-protesty-perevozchikov.html